среда, 27 января 2010 г.

Планета забвения




Американский фотограф Дэвид Майзель (David Maisel) снимает Землю, измученную вмешательством цивилизации. Проект «Black Maps» – природа во всей ее красоте и страдании.

Если и существуют беспроигрышные сюжеты в фотографии, то природу можно смело отнести к ним. Это и понятно – когда «модель» сама по себе идеальна, мастеру остается лишь взять то, что ему предлагают. По этой причине аэрофотография, как один из жанров фотоискусства, всегда производит великолепный эффект. При наличии, конечно, определенного уровня мастерства и соответствующей техники. Казалось бы, меняется лишь угол зрения – и вот перед нами удивительные картины нашей планеты, способные потрясти любое воображение.



Но Дэвид Майзель не просто увидел Землю с «высоты птичьего полета». Работы американского фотографа – это картины нашей планеты, пострадавшей от рук человечества. Шокирующее сочетание первозданности природы и разрушительного вмешательства людей в ее изначально совершенные формы и содержание.

Девид Майзель, родившийся в 1961 году, уже более 20 лет фотографирует природу, которой был нанесен ущерб человеком в результате его промышленных «махинаций». Таких, как, например, строительство дамб и водохранилищ, добыча природных ресурсов, лесозаготовки, военные испытания и т.д. Все эти «цивилизованные действия» не проходят для нашей планеты бесследно – что и можно увидеть в проекте «Black Maps», работа над которым началась с серии «The Mining Project». Снятые с воздуха, эти горные пейзажи, так наглядно демонстрирующие агрессивность вторжения в них, эти равнины, измученные цианидами в целях добычи золота, пруды для хранения продуктов обогащения – на самом деле, сюрреализм в самом чистом виде. Сравнить снимки можно разве что с витражами – та же игра красок и элементов, та же причудливость сочетаний, поэтичность изображения. Трудно поверить, что это действительная, реальная картина нашего мира, а не галлюцинации художника.



Не менее интересны работы серии «The Lake Project», в которых – в динамике все происходящих с ним событий – представлено калифорнийское озеро Оуэнс, сначала иссушенное жителями Лос-Анджелеса, окрасившееся в красный цвет из-за высокой концентрации минералов а затем искусственно наполненное снова. Снимки другой серии фотохудожника (а он фотохудожник – не иначе) под названием «Obvilion» («Забвение») – своеобразный городской крик о помощи, предзнаменование катастрофы, акт гражданского неповиновения. Города, увиденные Майзелем с воздуха, непрерывно растущие, напоминают метастазы раковой опухоли – так стремительно они расползаются, словно в масштабном приступе клаустрофобии.

Удивительно, что природа, представленная в работах Майзеля, нисколько не уродлива, нет, не обезображена – она изранена. И остается прекрасной даже в своем страдании – так, как только может быть прекрасно выражение боли сильной личности. Поэтому чувства, посещающие при просмотре этих снимков – смешанные. Восхищение и отторжение одновременно. Природа, страдающая от человечества, в любом случае сильнее его. Неизвестно одно – понимает ли человек, что раня природу, он, в первую очередь, причиняет боль самому себе.

Сайт фотографа http://www.davidmaisel.com/

*материал был подготовлен для проекта Сноб в 2008 году.

Комментариев нет: