воскресенье, 1 августа 2010 г.

Враждебные намерения


в полный размер

Система FAST, разработанная Департаментом Национальной Безопасности США, в скором времени начнет вычислять потенциальных преступников в аэропортах страны.

После серии авиакатастроф, прокатившихся по миру за последние годы, неудивительно, что службы безопасности вынуждены прибегать к крайним мерам предосторожности. Ведь большое количество этих катастроф произошло в результате террористических актов на борту пассажирских самолетов. И, как известно, лучше предотвратить преступление, чем потом его раскрыть. Потому, пока правоохранительные органы ужесточают порядок контроля пассажиров, ученые и инженеры не прекращают разработки электронных систем авиабезопасности.

Всего шесть лет назад на широкие экраны вышел фильм Стивена Спилберга «Особое мнение». В фантастическом сюжете картины речь шла о технологии «Precrime», с помощью которой юридической системе США удалось свести уровень преступности к нулю. Суть технологии – в предсказывании событий тремя мутантами, имеющими способность видеть будущее. Таким образом, преступников удавалось арестовать еще до того, как они совершат (или даже задумают) преступления.

Действие фильма разворачивается в 2054 году. Кто бы мог подумать, что эта совершенно фантастическая идея найдет свое воплощение в нашей с вами реальности. Конечно, не с таким размахом, как она представлена в триллере Спилберга, но что-то общее у системы «определения враждебных намерений» США и технологии «Precrime» все-таки есть.

Впервые о данной системе заговорили в 2007 году. В феврале прошлого года в пресс-релизе Департамента Национальной Безопасности было объявлено о начале экспериментального тестирования системы «враждебных намерений». Тестирование проводилось в лабораторных условиях одного из подразделений Департамента – Дирекции Науки и Технологии (Science & Technology Directorate). Уже в августе 2007-ого прозвучали заявления о том, что разработка идет успешно и в скором времени можно надеяться на то, что технология будет реализована на практике. Спустя год Департамент опубликовал первые результаты испытания системы, которая сменила название с Project Hostile Intent (Проект Враждебные Намерения) на FAST (Future Attribute Screening Technologies). Испытания проходили в штате Мериленд, в них участвовало 140 добровольцев, часть из которых вела себя как террористы – волновались, резко меняли направление и скорость ходьбы и т.д. Результаты оказались весьма обнадеживающими: приборами было выявлено 80% добровольцев из тех, кто изображал преступников.

Система, по словам разработчиков, действует, как классические «детекторы лжи» - с той разницей, что работает на расстоянии. Специальными инфракрасными датчиками и видеокамерами, а также лазерными радарами Bio-Lidar (безвредными для сетчатки глаз) измеряется и собирается информация о частоте сердцебиения, дыхании, температуре кожи и выражениях лиц людей, находящихся в помещении, где установлено оборудование системы. Компьютер мгновенно обрабатывает полученные данные, и выдает результаты о лицах, которых можно считать потенциально опасными – основываясь на их психофизиологических показателях. Далее предполагается, что сотрудники службы безопасности должны будут задержать человека, указанного программой, и провести с ним отдельное собеседование, чтобы исключить вероятность угрозы. Чем вам не «Особое мнение»?

FAST вызвала большое неодобрение среди специалистов психофизиологии, биометрии и компьютерных технологий. К ней скептически отнесся даже сам Пол Экман (Paul Ekman), калифорнийский психолог, доказавший в 1960 году, что скрываемые человеком эмоции можно прочесть по микровыражениям его лица, то есть по его почти незаметной, но неконтролируемой самим человеком мимике. Его методы уже активно применяются Администрацией Транспортной Безопасности (АТБ) США – специально обученные сотрудники изучают лица людей, находящихся в аэропорту, и вступают в разговор с теми, чьи микровыражения им кажутся подозрительными. Экман считает, что риск ошибок при использовании автоматизированной системы, основанной на данном методе, весьма высок. Ведь неизвестно, какие чувства может испытывать человек, планирующий террористический акт – возможно, он будет бояться ареста, или же испытывать презрение к своим будущим жертвам. Он также может быть в равной степени опечален фактом своей возможной гибели, а, может, наоборот, испытывать радость от своего скорого «отправления в рай». Даже специалисту, который имеет большой опыт работы с преступниками, будет сложно определить по выражению лица человека его истинные эмоции. А как будет трактовать их компьютер? Того же мнения придерживается и Питер Макоуэн (Peter McOwan), биолог и специалист по искусственному интеллекту. Макоуэн сомневается в том, что компьютерам системы FAST удастся собрать достаточно данных для подобных «предсказаний». Понадобятся тысячи примеров, прежде чем система научится отличать нормальное поведение от агрессивного. К тому же – подлинных примеров, а не изображенных «добровольцами-террористами». Блоггеры и комментаторы статей о системе FAST солидарны в мнения, что вероятность ошибки в данном случае весьма высока. Хотя бы потому, что люди довольно часто испытывают страх перед авиаперелетом или переживают из-за расставания с близкими людьми. А вот террористы, наоборот, проходят серьезную психологическую подготовку, прежде чем отправляются на совершение подобного преступления. И им ничего не стоит сохранять спокойствие.

Сотрудники Департамента настроены более оптимистично. Лари Орлуски (Larry Orluskie), пресс-атташе S&T Directorate, уверяет, что автоматизированные установки будут выполнять ту же работу, что раньше делали за них специальные сотрудники, только гораздо быстрее, что позволит не замедлять поток пассажиров. В недавнем заявлении Департамента сказано, что система будет тестироваться в аэропортах страны уже в 2010 году. А к 2021-ому планируется оборудовать все пункты въезда США приборами системы FAST.

К слову сказать, у США уже есть опыт в использовании интеллектуальных компьютерных систем в аэропортах страны. В 2006 году в аэропорту Теннеси была опробована система Cogito, разработанная израильской компанией Suspect Detection Systems (SDS). Кстати, ее директор Шабтай Шоваль (Shabtai Shoval) честно признается в том, что идея создания системы пришла к нему после просмотра известного триллера Спилберга. Созданный израильтянами прибор имитирует возможности полиграфа, детектора лжи. Пассажир приближается к нему, кладет удостоверение личности на сканер, руку на сенсор. Затем ему в письменном виде или в аудиоформате (через наушники) задается ряд вопросов на его языке. Прибор тем временем замеряет психологическую реакцию пассажира при ответах. Процесс занимает примерно около 3-х минут и, если данные, собранные прибором не указывают на то, что данный пассажир может быть подозрителен, его пропускают дальше. В обратном случае – сопровождают в специальное помещение для дополнительного расследования. Администрацией Транспортной Безопасности США было закуплено оборудование на $200.000, но ее главный недостаток оказался в том, что поток пассажиров значительно замедляется при использовании системы. Это не означает, что власти США полностью отказались от разработок SDS, но появление технологии FAST продиктовано как раз желанием максимально автоматизировать процесс проверки пассажиров. Шоваль же уверен: Cogito надежнее, чем FAST, но обе системы будут работать еще эффективнее, если их применять одновременно.

Пока Департамент Национальной Безопасности проводит экспериментальные испытания, Европарламент уже рассматривает законопроект об обязательной установке видеокамер и микрофонов в самолетах европейских авиакомпаний. Законопроект лишь следствие создания одной из самых мощных, дорогостоящих и многообещающих систем авиабезопасности в мире. Проект SAFEE – это уникальная электронная система защиты пассажирских самолетов. Только в 2006-ом году на ее разработку Еврокомиссия выделила 40 миллионов долларов. Ее цель в обеспечении безопасности всего процесса авиаперелета: «от посадки до посадки». Для осуществления проекта объединилось большое количество корпораций и исследовательских центров стран Европы. Название проекта расшифровывается как Security of Aircraft in the Future European Environment – дословно «Безопасность Самолета В Европе Будущего». Системы «определения враждебных намерений», аналогичные тем, что разрабатываются сейчас в США, лишь малая часть этого масштабного проекта. Вот небольшой перечень: идентичные чипы для пассажира и его багажа, позволяющие наблюдать их перемещение по зданию и проконтролировать их посадку в лайнер, камеры скрытого наблюдения, действующие по той же схеме, что и приборы FAST, камеры съемки биометрических параметров, которые позволят удостовериться в том, что на борт лайнера вошел именно тот пассажир, что сдал багаж и прошел регистрацию и мн.др. В авиалайнерах будут помещены приборы, отслеживающие поведение пассажиров, видеокамеры и микрофоны (все видео и аудиозаписи будут стираться после успешного завершения авиаперелета). Разработчики признаются – все эти меры безопасности не способны полностью исключить вероятность террористического акта, но максимально ее снизят. К тому же на лайнере будут установлены специальные системы, которые, в случае захвата самолета, тут же предоставят пилотам информацию на борту и предложат набор вариантов решения конфликта даже возьмут на себя управление лайнером в том случае, если он будет направлен террористами на потенциально опасные объекты, как это произошло 11 сентября 2001 года. Все вышеперечисленные системы – не исчерпывают весь потенциал проекта. Конечно, внедрение подобных технологий потребует больших материальных вложений, которые уже сегодня исчисляются Еврокомиссией в десятках миллионов евро.

Система FAST – в любом случае шаг в сторону авиабезопасности, но вряд ли можно рассчитывать на то, что с ее помощью можно будет значительно снизить риск террористических актов। Проект стоит рассматривать лишь как дополнение к более масштабной системе безопасности, как это делают, например, разработчики SAFEE. В обратном случае единственное, на что смогут рассчитывать сотрудники органов правопорядка аэропортов – это на дополнительные часы работы с так называемыми «подозрительными пассажирами». В то время, как настоящие преступники найдут способы «обмануть» машины, предугадывающие враждебные намерения.

*2009 г.

Комментариев нет: